Список форумов › Дети - наше все! › Копилка родительского опыта
Описание: Развиваем,учимся,играем
Модератор: Беатрисса
Это реально клад, она не переиздавалась, я в интернет-магазинах видела только вот такие старые издания. Рисунки Т.Чурсиновой Я эту книгу в детстве нежно любила и многие стихи знала наизусть, и иллюстрации там замечательные.Tan4ik писал(а):kasya, клад! еще и в стихах. А кто художник, указано? Никогда раньше не слышала про этого автора. Смотрю и в продаже всего полторы книги. Вот бы закинуть удочку в какое-нибудь издательство, чтоб переиздали.
Но это список книг не для самостоятельно чтения, а то что рекомендуют прочитать ребенку.Наткнулась на хороший список чтения. Лишнего мало.
Для меня это лучшая похвала, что у ребенка стало больше книг! Спасибо вам.лиса писал(а):Тань, спасибо за интересную тему. Как её прочитала, так столько книжек накупила, за последнюю неделю шт 20, да еще и в библиотеку младшего записала. Не скажу, что любит читать, но не отказывается, а чтоб не спать, просит почитать,теперь с новыми книгами, часами!
Цветок солнца мне очень понравилась, книга с историями о детях. Дочь у меня до неё не доросла, слушала вроде как с удовольствием, но по-моему мало что поняла.Tan4ik писал(а):kasya, я и смотрю, что уже серьезное такое чтение А вот очень интересно пару слов про Цветок солнца, Заячьи проделки, про Гришку, про Правила, а? Остальное вроде классика)
Откуда пришла сказка (Вместо вступления)
- Скрытый текст
- Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан дс Сент-Экзюпери
Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было — это Начало Всех Начал, — зависит наша сегодняшняя жизнь.
От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их.
Именно в детстве (и более того, в раннем детстве) воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить. Как необходимо, видимо, помнить и о том, что воспитание ребенка начинается всегда и прежде всего с самовоспитания воспитателя, взрослого. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать свою культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.
Педагогическая культура каждой семьи складывается из педагогических традиций народа. Такая культура должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение.
Потому так важно каждому из нас порой внимательно оглянуться в собственное детство, дабы осмыслить опыт наших матерей и отцов, взять из него все лучшее, учесть и избежать их неумения и ошибок.
... Когда поколение моих ровесников оглядывается в свое детство, перед их глазами встают послевоенные годы. Матери, которым часто было нечем накормить детей... Отцы, только что вернувшиеся с фронтов, отвыкшие от дома и тепла... А многие из них и вовсе не вернулись. Подрастающие сыновья и дочери не помнили отцовских лиц. И все тяготы в таких семьях легли на плечи матерей, которые стали не только кормилицами, но и единственными воспитателями своих быстро взрослеющих детей.
Это так не просто — воспитывать ребенка без отца! Тем более в то время, когда наша страна была еще разрушена войной и не хватало самого необходимого... Как, каким образом находили эти матери в себе силы, мужество, где изыскивали они время, чтобы создать ту атмосферу семьи, которая необходима для всякого ребенка? Какой бесконечной была их женская и материнская доброта, каким бездонным их терпение, если в эти жестокие, голодные-холодные годы дарили они своим детям нежность, ласку и материнскую внимательную любовь!
... К счастью, наш отец — хотя и раненый — вернулся после войны домой. Поэтому моим родителям было в значительной степени легче, чем многим и многим другим (безотцовским) семьям воспитывать своих четверых детей. И все-таки, оглядываясь сегодня в суровые и неустроенные те годы, я не могу не удивляться их постоянному вниманию, терпению и той разумной, требовательной любви, которую получали мы, дети. Все свободные от работы часы и минуты (а работали наши взрослые очень много, рабочих рук не хватало, ведь нужно было поднимать страну из руин!) они отдавали нам. Может быть, тут многое объясняется тем, что мама была учительницей. И именно ее педагогические знания и опыт помогали ей заполнить наш тогдашний мир игрой, причудливой доброй сказкой, веселой выдумкой-фантазией.
Отец, чем только мог, поддерживал эти ее старания.
... У нас в доме не было ни одной покупной игрушки. Зато все детство сопровождали нас удивительные поделки: разноголосые свистульки и дудки, фигурки зверей, вырезанные из дерева, и прочие диковины (пришедшие в наш дом, должно быть, из деревенского отцовского детства). Мы сами и большинство наших друзей-ребят относились ко всем этим игрушкам уважительно и бережно, словно к каким-то очень редким и добрым чудесам.
Таким же добрым чудом был наш театр. Он родился из чтений сказок, которые каждый вечер заполняли нашу тесную единственную комнату...
В наш дом, на сказку, «на огонек» шли наши многочисленные друзья и мамины ученики. Все вместе мы читали книги, сами придумывали и рассказывали сказки. Потом горячо спорили, стараясь правильно понять и оценить поступок какого-нибудь сказочного героя, уловить главную мысль прочитанного (тот самый «намек», в котором преподносился нам очередной «урок» доброй сказочной мудрости).
Во время одного из таких разговоров мама предложила нам нарисовать и вырезать маски для сказочных героев и проиграть в них сказку, «как в театре».
С этого и началось.
По воскресеньям мы иногда разыгрывали наши «представления» на высоком крыльце дома. А мальчишки и девчонки из соседних домов и дворов толпились вокруг этого крыльца. Потом все вместе — «артисты» и зрители — горячо обсуждали события сказки, старались дать характеристику героям. Всеми этими спорами-разговорами незаметно, весело и очень неназойливо руководила мама. Попутно она рассказывала нам о настоящем театре (которого в нашем крохотном городе не было), рассказывала сюжеты книг, герои которых совершали удивительные, иногда героические поступки (библиотека была только в школе, и очень бедная), сопоставляла характеры и поступки книжных героев с поступками и характерами живых людей. Таким образом, она вела нас от сказок к самой жизни, учила думать и внимательно вглядываться в окружающую жизнь.
Я никогда не видела, чтобы наши родители ссорились. Ко всем жизненным сложностям и огорчениям они всегда относились терпеливо и с чувством иронии, юмора, не перекладывая какие-либо личные проблемы или личное плохое настроение на плечи другого человека. Все это замечали и, естественно, перенимали мы, дети.
Дела и обязанности в семье были четко распределены между детьми и взрослыми. И родители строго требовали от нас постоянного выполнения наших обязанностей. При всем при том они никогда не скупились на похвалу и ласку. И что самое приятное — в нашем доме никогда никто из взрослых не читал детям скучных назидательных нравоучений. Для этого в доме жила фея Здрасте.
Это была неуклюжая и большая тряпичная кукла. На ней был фартук с карманами и чьи-то старые очки. Мама сообщила нам, что эти очки волшебные: через их стекла фея Здрасте видела не ^ только все наши поступки, но даже могла читать наши мысли. И мы, дети, неоднократно убеждались в том, что так оно и было на самом деле. В кармане фартука феи Здрасте мы. находили оценки своих поступков. И если эти поступки были отрицательными, фея сердилась. Когда «грехов» у нас накапливалось слишком много, она даже могла улететь на старом зонтике в неизвестном сказочном направлении. И нужно было целых три дня вести себя без замечаний со стороны родителей, чтобы фея наконец вернулась.
Дважды в неделю фея Здрасте оживала в маминых руках и проводила с нами уроки вежливости. Опять-таки маминым голосом она рассказывала о том, как следует вести себя в гостях, в транспорте, на улице, за столом, и сообщала массу других очень полезных для нас сведений. Собственно, это тоже была забавная игра и сказка, которая весело, без излишней назидательности учила нас, детей, культуре поведения.
Однажды (когда я разобрала на составные части невиданное мною до той поры чудо — крохотные часики нашей гостьи, маминой сестры, и осматривала со всех сторон старый зонт, мечтая улететь на нем куда-нибудь подальше, чтобы скрыться от маминого укоризненного взгляда) фея вдруг — уже поздним бессонным для меня вечером — очередной раз ожила в маминых руках и шепотом поведала мне удивительную историю про часы. Про то, какие удивительные мастера их делают. Про то, как служат часы людям. И про то, как нужно бережно и аккуратно относиться к очень многим — на первый взгляд совершенно обыкновенным — вещам... Конечно, не сразу, но после нескольких подобных уроков я вдруг по-новому увидела окружающие меня вещи. И теперь уже с гораздо большей старательностью мыла посуду, подклеивала постаревшие книги, протирала пыль. Каждому из нас, взрослых, требуется бесконечно много терпения, доброты, душевной щедрости и мудрой любви, чтобы иметь право воспитывать детей. Мои родители, видимо, обладали этими качествами. Вот почему так часто я оглядываюсь в свое детство...
Как бы далеко-далеко, за какие бы моря, леса и горы, за какие бы три-десять земель не скрылось наше детство, каждый взрослый человек пришел в свою теперешнюю жизнь по его дорогам. От того, какие они были — эти дороги, это начало всех начал, — зависит наш сегодняшний день.
Теперешние наши дети растут в условиях материального благополучия. Нарядные, ладно сложенные и в большинстве своем здоровые, они очень во многом не похожи на тех нас, какими были мы в их годы. И чего только не увидишь в комнате сегодняшнего малыша! Полки с книгами и игрушками. Кинопроекторы. Велосипеды. Краски, цветные карандаши.
Сегодня у нас есть все или почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития маленького человека. Условия для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически. Чтобы образовать и развить его ум. Чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.
Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно!
Вот почему так горько порой наблюдать нам в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе не соответствующие этой родительской мечте. Что греха таить?.. Сегодняшние дети иногда не ценят, не уважают чужой труд. Пренебрежительно относятся к взрослым. Часто не умеют вести себя в общественных местах, на улице и дома с близкими. Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той сердечности, доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека.
Быть может, все это — горчайшие плоды нашей с вами родительской, педагогической малограмотности? Быть может, мы с вами — уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки — слишком часто забываем, что воспитание человека не должно базироваться на одной лишь нашей интуиции, не оплодотворенной мыслью, не подкрепленной современными педагогическими знаниями?
А может быть, все дело в том, что мы — взрослые — слишком редко показываем сыновьям и дочкам пример собственной нашей взаимной сердечной доброты, чуткости, терпимости и деликатности? Может быть, недостаточно работаем над тем, чтобы постоянно создавать и укреплять в наших семьях атмосферу взаимопонимания, дружелюбия, доверия и заботы? И в этом плане стоит, видимо, гораздо чаще пользоваться педагогическим опытом, накопленным предыдущими поколениями.
Роль мам, пап, бабушек и дедушек с каждым годом становится все сложнее и ответственней. Все более творческой становится работа каждого воспитателя. Ибо воспитатель — это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик. Воспитатель — это гражданин, сердце которого болит болью наших дней...
Вот какие мысли привели меня к решению написать эту книгу. Книгу, которую смогут прочитать родители и дети. Книгу, которая поможет им лучше понять друг друга. А значит, и поможет взрослым в воспитании детей.
Вернуться в Копилка родительского опыта
Сейчас этот форум просматривают: 6 гостей